Устройство грузовых автомобилей
Процесс газообмена, т.е. впуск свежего воздуха и выпуск отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего процесса, в каждом из цилиндров двигателей ЯМЗ-236 регулируется механизмом газораспределения.
Механизм газораспределения ЯМЗ-236 характерен наличием двух клапанов на цилиндр, одного распределительного вала, качающихся толкателей, штанг и коромысел (рисунок 1).
Распределительный вал расположен в средней части развала цилиндров и приводится во вращение от коленчатого вала парой цилиндрических шестерен со спиральными зубьями. Боковой зазор в зацеплении 0,09 - 0,22 мм. Высота подъема впускных и выпускных клапанов составляет 13,5 мм.
Рисунок 1. - Механизм газораспределения ЯМЗ-236
1 - распределительный вал; 2 - толкатель; 3 - штанга толкателя; 4 - впускной клапан; 5 - направляющая втулка; 6 - шайба пружин клапана; 7 - наружная пружина; 8 - внутренняя пружина; 9 - тарелка пружин клапана; 10 - втулка тарелки пружин клапана; 11 - сухарь; 12 - коромысло; 13 - гайка регулировочного винта; 14 - регулировочный винт; 15 - ось толкателей; 16 - ось коромысла; 17 - болт крепления оси коромысла; 18 - седло выпускного клапана; 19 - выпускной клапан.
Во время такта сжатия и рабочего хода клапаны 4, 19 неподвижны и под действием пружин 8, 9 плотно прижаты к седлу 18.
При вращении распределительного вала кулачок вала 1 набегает на толкатель 2 и поднимает его вместе со штангой 3 вверх. Штанга поворачивает на оси 16 коромысло 12, которое нажимает на стержень клапана. Вследствие этого клапан опускается вниз, и цилиндр двигателя соединяется с впускным или выпускным трубопроводом. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок выходит из-под толкателя, и клапанный механизм под действием пружин возвращается в первоначальное положение, толкатель опускается вниз. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт 14, имеющий контргайку 13. Клапана с пружинами соединяются при помощи тарелки 9 и сухарей 11. Под нижний конец пружины установлена опорная шайба 6.
Распределительный вал приводится во вращение шестернями (рисунок 2).
Рисунок 2. – Сопрягаемые детали привода газораспределительного механизма ЯМЗ-236
1 - шестерни привода масляного насоса; 2 - шестерня промежуточная; 3 - распределительная шестерня коленчатого вала; 4, 7 – установочные метки; 5 - шестерня распределительного вала; 6 - шестерня привода топливного насоса; 8 — шестерня привода вентилятора; 9 — ведомая шестерня привода топливного насоса.
Распределительный вал (рисунок 3). Для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов на распределительном валу имеются кулачки. Закрытие и открытие клапанов обеспечивается распределительным валом и пружинами клапанов.
Рисунок 3. - Распределительный вал дизеля ЯМЗ-236 и сопрягаемые с ним детали
1 - распределительный вал; 2 - шестерня распределительного вала; 3 - ведущая шестерня привода топливного насоса; 4 - упорный фланец; 5 - передняя опорная втулка; 6 - задняя опорная втулка; 7 - опорные шейки; 8 - кулачки распределительного вала.
Толкатели 2 (рисунок 1). Усилия от кулачка распределительного вала к клапану или штанге передает толкатель. В двигателях ЯМЗ-236 вместо общепринятых плоских толкателей применены качающие роликовые унифицированные толкатели. Толкатель представляет собой жесткий качающийся рычажок. На одном конце толкателя имеется отверстие, в которое запрессовываются заподлицо две втулки. На противоположном конце толкателя установлена опорная пята штанги и ролик. Ролик с игольчатым подшипником расположен в прорези на неподвижной оси, запрессованной в отверстие, выполненное непосредственно в толкателе. Над роликом в теле толкателя выполнено отверстие, ось которого перпендикулярна оси ролика; в отверстие запрессовывается пята, которая имеет сферическое углубление, служащее опорой для сферического наконечника штанги толкателя.
Штанги 3 (рисунок 1). Усилие от толкателя к коромыслу передают штанги. Их изготовляют из стальной трубки. На концы штанг напрессовывают стальные, термически обработанные наконечники для шарнирного соединения с толкателем и регулировочным винтом коромысла. Верхний конец штанги движется не прямолинейно, а описывает дугу, радиус которой равен малому плечу коромысла.
Коромысла (рисунок 4). Усилие от штанги к клапану передает коромысло, которое представляет собой стальной неравноплечий рычаг: длинное плечо расположено над клапаном, а короткое - над штангой. В коротком плече есть отверстие, в которое ввернут регулировочный винт, удерживаемый от самоотвертывания контргайкой. При работе двигателя штанга нажимает на короткое плечо коромысла, а его длинное плечо нажимает на стержень клапана. Для уменьшения хода толкателя и штанги, а также снижения сил инерции коромысло выполняют неравноплечим. В головку блока ввернуты шпильки, на которых установлены стойки и ось с коромыслами. На дизеле ЯМЗ-236 оси коромысел выполнены как одно целое со стойками. Каждое коромысло качается на отдельной оси.
Клапаны 4, 19 (рисунок 1). Назначение клапана - открывать и закрывать впускное или выпускное отверстие, расположенное в головке блока. Клапаны перемещаются в направляющих втулках. Каждый клапан имеет по две пружины, комплекты которых являются унифицированными для обоих клапанов. Наличие двух пружин обеспечивает приводу высокую резонансную характеристику.
Рисунок 4. - Коромысла клапанов ЯМЗ-236
1 - коромысло впускного клапана; 2 - коромысло выпускного клапана; 3 - стопорное кольцо; 4 - упорная шайба; 5 - болт крепления оси коромысла; 6 - ось коромысла; 7 - регулировочный винт; 8 - гайка; 9 - штифт.
Наружная и внутренняя пружины клапана имеют противоположно направленную навивку. Нижними концами пружины опираются на шайбы, верхними концами - на тарелки пружин клапана. Тарелки пружин клапана крепятся на стержне клапана с помощью двух сухарей, образующих в сложенном состоянии усеченный конус; выступающие пояски сухарей входят в кольцевую канавку на стержне клапана. Существенно повышается долговечность рабочих фасок клапанов, седел и торцов стержней клапанов, если клапану обеспечить возможность проворачивания относительно седла. В двигателях ЯМЗ-236 клапанные сухари зажимаются не непосредственно верхней тарелкой пружин, а через дополнительную коническую втулку. Коническая втулка своим нижним концом опирается на плоскую поверхность донышка тарелки. Момент трения на этой поверхности очень мал, что дает возможность клапану проворачиваться при работе.
- Схема работи пускового подогревателя двигателя автомобиля ГАЗ-66
- Какие конструктивные особенности имеют системы смазки двигателей ЗМЗ-24,ЗМЗ-66, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236
- Смазочная система двигателя КамАЗ
- Схема работи карбюратора К-126 Г на режиме полной мощности
Самое популярное:
Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов
транспорт триангель вагон
Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Эксплуатационная протяжённость
сети железных дорог общего пользования составляет 86 тыс км (2010), электрифицировано43,033 км (3 кВ пост. — 19,000
км, 25 кВ 50 Гц — 41,033 км) ...
Безопасность перехода судна по маршруту Астрахань-Некка
Работа является завершающим этапом
подготовки специалиста. В процессе эксплуатации судна судоводителю приходится
решать вопросы, связанные с безопасностью перехода из порта в порт. От
правильности принятия решения зависит безопасность и экономическая
эффективность рейса. Особо важное зна ...
Проектирование узловой участковой станции
В данном проекте выбран полупродольный тип участковой станции.
Выбор полупродольного схемы обоснован двухпутной линией и недостаточной
фактической длиной станционной площадки.
Имеющаяся длина станционной площадки определяется по плану
трассы железнодорожной линии на участке для размеще ...