Система управления железнодорожным транспортом России и основные
направления ее реформыСтраница 1
Общая протяженность сети магистральных железных дорог России составляет 86 тыс. км. Их работой управляет Министерство путей сообщения (МПС). В его составе для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства созданы оперативно-производственные и функциональные департаменты и отделы.
Железнодорожная сеть поделена на 17 дорог, а дороги состоят из отделений (кроме Калининградской и Сахалинской дороги), которые управляют хозяйственной деятельностью линейных предприятий (станции, дистанции пути, сигнализации и связи и др.). Сложилась таким образом четырехуровневая система управления.
В МПС оказались объединенными функции государственного и хозяйственного управления. При прежней системе собственности это было естественно. Однако, в условиях рыночной экономики сложившаяся структура управления железнодорожным транспортом стала тормозом для его дальнейшего развития. Начали проявляться в частности следующие негативные факторы.
Моральный и физический износ подвижного состава, пути и устройств железных дорог стал резко опережать те поставки локомотивов и вагонов и меры по усилению технических средств, которые государство могло предпринять. Привлечение же инвестиционных ресурсов других собственников невозможно без преобразования железных дорог из государственных унитарных предприятий, каковыми они являлись, в хозяйственные общества.
На конкурентоспособность железных дорог по сравнению с другими видами транспорта стало отражаться и так называемое перекрестное субсидирование, т.е. покрытие убытков от пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок. К настоящему времени уровень тарифов на пассажирские перевозки таков, что в дальнем сообщении они окупаются примерно на 50% , а в пригородном лишь на 25%. Пока не будет ликвидировано указанное перекрестное субсидирование перевозок, нельзя для железных дорог в полной мере использовать рыночные механизмы и заложенные в них преимущества.
В этих условиях на государственном уровне была утверждена структурная реформа железнодорожного транспорта. Главный аспект реформы состоит в разделении функций государственного и хозяйственного управления.
За МПС (оно может быть объединено с министерством транспорта) сохранится лишь функция государственного управления. Она включает следующие составляющие:
1 проведение государственной политики на железнодорожном транспорте;
2. лицензирование, сертификация и стандартизация (Лицензия – разрешение на ведение какого-либо вида деятельности, на использование изобретения, производственных секретов, торговой марки и т.д. Сертификат – документ, удостоверяющий качество товара. Стандартизация – установление и применение норм, требований и правил с целью упорядочения деятельности в определенной области);
3. формирование и надзор за соблюдением нормативно-правовой базы;
4. руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной;
5. регулирование перевозок для государственных нужд,
6. обеспечение защиты государственной тайны.
Функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом выделяются из МПС и передаются хозяйствующему субъекту со статусом юридического лица. Железные дороги войдут в него как обособленные подразделения. Хозяйствующий субъект будет открытым акционерным обществом – государственной акционерной компанией «Российские железные дороги» (РЖД). Это имеет ряд преимуществ. Главное из них – большая инвестиционная привлекательность, более эффективный мотивационный механизм, большая оперативность и гибкость при решении хозяйственных вопросов функционирования и развития отрасли.
Самое популярное:
Грузоведение
Спрос на грузовые
автомобильные перевозки во многом определяется динамикой и структурой
изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью
предприятий и организаций всех отраслей экономики.
Следует учитывать, что
экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга ...
Проектирование узловой участковой станции
В данном проекте выбран полупродольный тип участковой станции.
Выбор полупродольного схемы обоснован двухпутной линией и недостаточной
фактической длиной станционной площадки.
Имеющаяся длина станционной площадки определяется по плану
трассы железнодорожной линии на участке для размеще ...
Анализ транспортных потоков и парковок АТС в жилых кварталах городав
Регистрация ночной парковки АТС в жилых кварталах города
Дом №
Интервалы, м
От 0 до 10
От 11до 20
От 21 до 30
От 31 до 40
Более 40
12
12
14
1 ...